Билл Фокс).
Майкл Джей Фокс родился в провинции Альберта (Канада) в 1961 году, и его жизнь может дать сто очков вперед любому голливудскому фильму. Впрочем, начиналось все для него вполне обыкновенно - большая семья (брат, три сестры и брат, которого Майклу уже не довелось узнать), папа-военный, школа, кино по выходным.
Кино Майкл любил, поверите ли, даже больше чем школу, поэтому, когда недалеко от местечка, где он жил стали искать кого-нибудь подходящего на роль десятилетнего пацаненка в сериле «Лео и я», Майкл решил попробовать стать актером. Майклу, правда, к тому времени уже исполнилось пятнадцать, но его это не смущало.
Не смутило это и создателей сериала, Майкл со своим маленьким ростом и мальчишеским лицом вполне мог сойти за десятилетнего, и был утвержден на роль. Еще несколько ролей, в то числе и театральных, несколько реклам, и Майкл сделал вывод, что незачем терять время в школе, его место в Голливуде. Какой бы наивной не казалась эта мысль, Фокс-старший воспринял ее с житейской мудростью. Решив, что раз уж сыночку всерьез зашла в голову актерская карьера, Билл не стал вправлять ему мозги и насильно отправлять обратно в школу – толку все равно при таком раскладе от учебы не будет; а взял и сам отвез его в Америку. Станет актером в Голиивуде – хорошо, нет – одумается и возьмется за учебу.
В Голливудских кругах Майкл быстро прослыл приколом номер один. Отсутсвием среднего образования там никого не удивишь, но у Майкла не было даже внешности романтического красавца. Шварцнеггеровских бицепсов и соблазнительной фигуры – тоже. А рост у Майкла был такой, что там практически любой мог смотреть на него свысока в буквальном смысле этого выражения. Ну куда такому в Голливуд? Как и следовало ожидать, Майкла такие мелочи не смущали, он вполне ясно представлял себе свое актерское будущее и не особенно заморачивался на трудностях.
Странная вещь случилась по дороге к будущему.Ко всему прочему, связей и денег у Майкла тоже не было. Его виза предполагала работу, связанную исключительно с актерским мастерством, так что подрабатывать чернорабочим было очень непросто. Майкл голодал, продавал куцую мебель из свой крошечной дешевой квартики, но продолжал наивно ждать ролей. Он даже сменил имя с Майкла Эндрю на Майкла Джея (как у его любимого актера), считая, что на афишах это будет смотреться лучше. Однако, Майкл хоть и был наивным, идиотом он не был. Время шло, и, повздыхав над несбывшийся мечтой, Майкл стал собираться домой. Эти сборы были прерваны вызывом в близлежащее кафе. На номер кафешки звонил агент Майкла (у него не было даже собственного телефона). Майклу предлагали пройти пробы на роль Алекса Китона в сериале «Семейные узы». Сначала Алекса должен был играть другой актер, но по некоторым обстоятельствам он не смог сниматься. На первых пробах Майкл не приглянулся создателю сериала - Дэвиду Голдбергу, но отвечающий за кастинг настояла на повторном просмотре. Со второго раза продюсер решил, что Майкл хорош для роли, но тут уже руководитель канала NBC не хотел утверждать его, считая неправдоподобным факт того, что у Стивена и Элис Китонов может быть сын такого невысокого роста, да и лицом товарищ Фокс особо не вышел - зрители не поймут прикола. Но Голдберг пошел на риск и наотрез отказался заменить Майкла. "Я посылаю этого паренька играть сцену с двумя шутками, а он умножает их на пять взрывов смеха". NBC отступило, Майкл получил роль Алекса. И никто не прогадал!
Еще один звонок на телефон в кафе, и Майкл узнал, что его берут на роль старшего сына - семнадцатилетнего Алекса (Майклу на тут момент было уже за двадцать). Мгновенно прикинув размеры своих долгов, Майкл с наивностью, граничившей в подобной ситуации с наглостью, заявил, что меньше, чем за три тысячи в неделю работать не будет. На другом конце провода обалдели... и согласились. Так Майкл получил свою судьбоносную роль, открывшую ему дорогу в большое кино. Сериал был задуман о семейной паре, которая, проведя бурную молодость, воспитывает троих детей, непохожих на них по характеру, но Майклу настолько удалась роль Алекса Китона, в которого он вложил некоторые черты своего старшего брата, что по сути его персонаж стал главным героем сериала после первых же серий, а "Семейные узы" сделались одним из самых популярных ситкомов в Америке.
Как говорит один из создателей сериала: «Мы снимали «Семейные узы» при живой аудитории, и когда Алекс появлялся на сцене, зрители прям-таки подавались вперед, а когда он уходил, они снова устравивались на своих местах поудобнее». Это сериал знаменателен еще и тем, что на съемках Майкл встретил свою будущую жену – актрису Трэйси Поллан.
Исполнение роли Алекса Китона оказалось столь блестящим, что Майкла заметил сам Спилберг. Для его нового фильма как раз требовался один из ключевых актеров, и Спилберг, а главное, режиссер фильма - Боб Замекис поняли, что Майкл – их выбор. Но Майкл был сильно занят на съемках «Семейных уз», так что на роль Марти Макфлая взяли другого актера. Но дело с ним не ладилось, съемки «Назад в будущее» решено было остановить и снова попробовать завербовать Майкла. Найдется ли человек, который, мечтая с юности о ролях в Голливуде, вторично откажет Спилбергу? Вероятно, со "спилбергским" гонораром Майкл мог позволить себе уйти из «Семейных уз», но не таков был Майкл, чтобы подводить товарищей. Он решил эту проблему просто – работал по двадцать два часа в сутки.
После невероятного (и заслуженного) успеха «Назад в будущее» Майкл уже считался одним из самых многообещающих молодых актеров Голливуда. Слава, конечно, слегка вкружила ему голову, но не настолько, чтобы сходу пуститься во все тяжкие. Соблазнов хватало, но по Голливудским меркам Майкл оставался тем же наивным канадским пареньком. "Хорошо, что у меня нет проблем с алкоголем", - шутил Майкл после очередной вечеринки, - "я бы никогда не смог бросить пить". Он сможет, но это будет потом, когда его один-единственный раз ударит равнодушие в глазах любимой жены. А тогда следовали другие фильмы и другие роли. Майкл играл как жил, его большой комедийный дар и мастерство драматического актера предполагали, что ему и дальше следует ожидать множество интересных разнообразных ролей.
Неожиданно сюжет жизни Майкла сделал поворот в противоположную сторону. Майклу было тридцать, когда его жена заметила, что во время бега он почти не шевелит левой рукой. Сам Майкл обратил внимание на другое – когда не надо, рука сама по себе начинала двигаться. По настоянию Трейси он обратился к врачу. Диагноз был как обрушившаяся лавина – болезнь Паркинсона. Откуда могла взяться эта неизлечимая до сих пор болезнь, характерная обычно для людей в возрасте, в активном молодом человеке, остается лишь гадать. Есть предположение, что это результат несчастного случая на съемках третьей части «Назад в будущее» (По сюжету Марти Макфлая пытаются повесить, но по недосмотру петля на шее Майкла затянулась на самом деле. Никто не обратил на это внимание, зная что Майкл отличный актер и все что угодно может изобразить натурально, опомлились лишь тогда, когда Майкл потерял сознание). Но скорее всего это не так, ведь уже задолго до съемок третьей части фильма болезнь начала почти незаметно подавать первые признаки.
Таких неразрешимых вопросов было много. Один из них, самый главный – как жить дальше? Болезнь Паркинсона не предоставляла большого выбора. Это не только боль и плохое самочувствие, периодическая обездвиженность мышц, в том числе и лицевых. При отсутствии должного лечения больной уже через несколько лет становится прикован к кровати, а лечение означает постоянный прием множества лекарств, с жесткими побочными эффектами, один из которых – дистония (неспособность контролировать движения). Человеку, чья актерская карьера продвинулась столь блестяще, принять эту мысль было необычайно тяжело.
Были попытки забыться – наивные как приход в Голливуд, только уже без желаемого результата. Алкоголь выветривался, и Майкл видел, что никаких существенных изменений вокруг не происходит. Болезнь не изчезала. Болезнь не отменяла того факта, что его жене был нужен муж, а его сыну – отец. В полке лежали сценарии будущих ролей. Наверное, Майклу тогда впервые пришла в голову мысль не «Почему я?», а «Почему бы не я?». Майкл знал, что впереди у него есть еще несколько лет, пока болезнь не станет слишком уж явной, и он может сниматься, хоть это и будет требовать от него больших физических усилий. «Боль уйдет, а кино останется», - как сказал однажды Майкл. Последовали фильмы, где ярко, несмотря ни на что, проявлялся талант Майкла, например, «Жадность», «Страшилы».
В 1996 Майкл даже начал сниматься в сериале «Крутящийся город» в главной роли Майкла Флаэрти - помошника мэра годора Нью-Йорк. Сериал был великолепен и принес Майклу несколько очередных кинопремий, но, спустя четыре сезона, Майклу пришлось покинуть съемки сериала из-за того, что состояние его здоровья продолжало ухудшаться, и внешние проявления болезни уже нельзя было скрывать.
Хотя болезнь давала о себе знать все больше и больше, Майкл продолжал вести активный образ жизни. Он организовал фонд по исследованию болезни Паркинсона и помощи больным, стал больше заниматься озвучкой и продюсерством, написал несколько книг: "Счастливчик", "Приключения неизлечимого оптимиста" и "Забавная вещь произошла по дороге к будущему" (книги стали бестселлерами, а все доходы от них – хорошим подспорьем для фонда), стал отцом еще троих детей (у Майкла и Трэйси сын и три дочери). Он и сейчас продолжает любить жизнь и быть активным. Майклу очень нравится хоккей и он не только является болельщиком, но и охотно играет в него (интересно, но дистония отступает во время скольжения по льду). Майкл также играет в гольф. «Я начал играть в гольф после сорока, и мне очень не нравится, когда кто-то называет это излишним оптимизмом». Играет он и на гитаре, выступает на многих мероприятиях, связанных с фондом. Майкл не делает вид, что здоров, но и не позволяет болезни становиться большим, чем она есть. Нетактичные вопросы он обычно сводит к шуткам: «Да, нелегко бывает почистить зубы. Но зато мне не нужна электрическая зубная щетка – мои руки и так делают по двадцать движений в секунду».
Снимается Майкл сейчас немного – сколько позволяет самочувствие и занятось делами фонда. Из недавних работ Майкла стоит упомянуть, например, роль адвоката Луиса Кэннинга из «Хорошей жены». Среди создателй фильмов и сериалов считается большой удачей заполучить Майкла на съемки. Его обаяние и талант притягивают зрителей, да и работать с таким позитивным и простым человеком как Майкл одно удовольствие. Его отличает потрясающее чувство юмора и деликатность. Он один из тех редких людей, которые смело говорят: «Я счастлив». Майкл называет свою болезнь даром, которой много отнимает, но дает еще больше. Некоторые поджимают губы и утверждают, что Майкл просто делает хорошую мину при плохой игре. Но Майкл рассуждает по-своему. Болезнь побудила его заниматься делом, которое приносит большую пользу тысячам людям со схожими проблемами, и дала возможность полностью оценить вкус жизни, любовь, верность и поддержку семьи и друзей, и если все это не счастье, то что же тогда? У Майкла есть ответ: "Счастье прямо пропорционально твоей способности принять все таким, какое оно есть, и обратно пропорционально нетерпению и ожиданиям".Подборка интересных видео.Музыкальный отрывок из фильма "Жадность". Стоит предупредить, что песенка исключительно "привязчивая".
Незабываемый Johny B. Goode из "Назад в будущее".
Прекрасное из "Крутящегося города", перевод не требуется.
Одна из "фишек" Майкла.
Отрывки из сериала "Умерь свой пыл". Майкл играет самого себя, в сюжете на удивление забавно обыгрывается болезнь Паркинсона.
Отрывки из сериала "Семейные узы" (перевод второго отрывка в описании видео). Серия «Меня зовут Алекс» входит в сотню «Лучших серий всех времен» по версии TV-Guide. Майкл получил премию "Эмми" и "Золотой глобус" за участие в этой серии в номинации «Выдающаяся главная роль в комедийном сериале».
Финальные кадры (выход к зрителям) последнего эпизода "Крутящегося города" с Майклом.
Сюжет о роли Майкла в "Хорошей жене"
Отрывок из сериала "Клиника".
Хоккейная пауза.
Отрывок из передачи "Интервью в актерской студии" (на русском).
Видео, снятое в рамках фонда Майкла.
Фотографии и кадры из некоторых фильмов и сериалов.
Фильм "Полночное безумие" - одна из первых небольших ролей Майкла в Голливуде. Майклу девятнадцать.
Сериал "Семейные узы".
Военные потери.
Сериал "Крутящийся город" (Spin City).
Алекс Китон ( "Семейные узы" ) и Майкл Флаэрти ( "Крутящийся город" ).
Трилогия "Назад в будущее".
Сериал "Юристы Бостона".
Сериал "
Клиника". Невероятно смешно. И главное - с глубоким смыслом.
Сериал "
Спаси меня".
Сериал "Хорошая жена".
Из фотосессии 2010 года.
Майкл с семьей.
Просто так.
Из высказываний Майкла Джея Фокса.
"Семья - это не самое важное, семья - это все".
"Забавно получилось - на роль человека, который двигаться не может, взяли человека, который не может перестать двигаться. Но сниматься в этом очень интересно!"
"Ирония в том, что я не мог держаться в подобной ситуации спокойно, пока не потерял способность спокойно держать себя".
"Я вобще ценю иронию. Все воспринимают меня как мальчика, хотя по медицинским показаниям я глубокий старик".
"Боль уйдет, а кино останется. Больше мне и сказать-то нечего".
"Два плюс два всегда равняется четырем. Ну что в этом хорошего? Если вам вдруг понадобится пять, позвоните мне".
"Очень важно порой уметь уберечь себя от того, что тебе хочется сделать больше всего на свете.
"Никак не разберусь - я то ли самый ленивый человек на свете, то ли самый трудолюбивый. Я сколько угодно могу ничего не делать, но если какая-то внешняя сила подтолкнет меня к действию, я не могу остановиться".
"Играя по юности в хоккей, я пытался таранить других игроков своими сорока килограммами, после чего всякий раз обнаруживал, что валяюсь на льду. Потом я научился подъезжать к ним на определенной скорости, под определенным углом. Я понятия не имел о законах физики, поэтому сделал вывод - чем больше игрок, тем сильнее он упадет".
"Что обо мне думают другие люди - это не мое дело".
"Самое сложное - скрывать. Многим людям с разными диагнозами приходится скрывать свою болезнь. По разным причинам - страх потерять страховку или работу, боязнь осуждения. В значительной мере это касается и тех, у кого есть болезнь Паркинсона. Лишь бы другие не увидели. Лишь бы не подумали, что ты пьян. Что ты не можешь чего-то делать. Что ты нестабилен, что с тобой что-то не так, что тебя больше не за что ценить. Лишь бы не заметили. Замаскируй это. Спрячь подальше. А это значит - спрячь себя. И при этом все равно найдется кто-нибудь, кто станет тебя осуждать. Так зачем пытаться не быть собой? Да я такой, но у меня есть возможность сделать что-то позитивное, изменить что-то к лучшему, и поэтому я должен быть благодарен тому, как сложились обстоятельства".
"После того, как мне удается встать, принять лекарство, одеться и умыться, я иду на кухню, к Трейси и детям, и проходя мимо зеркала в коридоре, улыбаюсь своему отражению. И эта улыбка не от того, что мне лицо сводит судорогой, просто я знаю - дальше будет легче".
"Когда я смотрю на свою жену, мне в голову часто приходят две мысли. Первая о том, что с каждой минутой она становится все красивее. И вторая - до чего же я умный, раз сумел выбрать себе в жены такую женщину, и до чего счастливый, раз она согласилась за меня выйти".
"Беспорядок за обеденным столом и все эти: "Где мой учебник математики? и "Я хочу хомячка!"... В этом звучит музыка. Главное - слышать музыку в повседневной жизни".